Интерактивная сказка
"Репка на новый лад" как инструмент информационной
кампании о ЗОЖ
Пищевые привычки у детей формируется на разных стадиях развития, и зависят от окружающей среды и влияния родителей. Дети привыкают к определенным продуктам еще до того, как они начинают посещать образовательные учреждения и понимать информацию о здоровом питании. Кроме того, вкусовые предпочтения часто передаются от поколения к поколению, и дети копируют пищевые привычки родителей. Также необходимо отметить и тот факт, что на детей оказывают сильное влияние реклама и маркетинговые стратегии, которые способствуют продаже «нездоровых» продуктов питания. Рекламные акции, привлекательная упаковка и присутствие известных персонажей в рекламе оказывают сильное влияние на детей и стимулируют их желание употреблять эти продукты.
Для того чтобы дети начали употреблять здоровую пищу, необходимо создать благоприятную, противоположную рекламной, среду, в которой здоровая пища будет доступной, привлекательной и вкусной.
Дети часто предпочитают сладости и фастфуд, так как они обладают ярким вкусом и гастрономической привлекательностью. Как же нам их завлечь на противоположную сторону? Родители могут включать в рацион детей больше овощей и фруктов, предлагать разнообразные блюда из них, готовить вместе с детьми и обучать их основам правильного питания. Также важно обучать детей осознанному выбору продуктов и объяснять, почему некоторые продукты лучше других. Это поможет детям сформировать здоровые привычки и принимать информацию о здоровом образе жизни более осознанно.
Одним из способов предоставления информации о здоровом питании могут выступить информационные кампании, которые организуются совместно с педагогами и родителями. На них детям рассказывают о пользе фруктов, овощей, о важности их употребления для растущего детского организма и в целом для человека. Информация подается в доступной и интересной форме, чтобы привлечь внимание детей и помочь им запомнить основные принципы здорового питания. Детям необходимо постоянно напоминать об этом, давать возможность самостоятельного выбора, только тогда эта информация станет неотъемлемой частью их повседневной жизни и сформирует полезные привычки на всю жизнь.
Мы предлагаем вам использовать для этого, кроме личного примера еще и СКАЗКИ. Сказка для ребенка представляет особую реальность. Они понятны и близки детям, легко запоминаются. Читая или рассказывая сказки, рассматривая иллюстрации, сопереживая героям, у детей формируется понятие о здоровом образе жизни, о необходимости соблюдения правил и товарищеских отношениях.
Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке? Без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.
Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет, и не может быть в окружающем мире. В зависимости от возраста ребенка можно использовать различные виды сказок:
- фольклорные сказки для самых маленьких, например: «Кот, петух и лиса», «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зернышко», «Три медведя»;
- литературные сказки для детей старшего возраста: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит» К.Чуковского;
Почему мы взяли за основу сказку «Репка»?
Потому что герои этой сказки близки и понятны детям с раннего возраста. Каждый ребенок знает, что без бабки, внучки, Жучки, кошки и мышки деду не удалось бы вытащить репку. Сказка «Репка» воспитывает трудолюбие, дружелюбие, учит откликаться на просьбу о помощи, работать сообща и добиваться успеха.
Мы подумали о том, что совместным успехом героев сказки может быть и здоровый образ жизни, и правильное питание. И это может быть новым продолжением сказки. Ведь помимо репки на огороде могут расти другие овощи.
Почему именно интерактивная сказка?
Потому что, в современном мире произошли значительные изменения в жизни взрослых людей, а также в условиях воспитания детей. В современное детство активно внедряются новые информационные технологии. Все эти изменения не могли не отразиться на особенностях развития детей.
В нашей сказке «Репка на новый лад» каждый герой выбирает полюбившийся ему овощ и на каждом этапе сказки происходит беседа с детьми о пользе овощей: дед приходит на огород за репкой, но видит, что в огороде выросло ещё много других овощей. Он позвал бабку. Бабке понравилась тыква. Спрашиваем ребят, что они знают о пользе тыквы и какие блюда можно приготовить из этого овоща. Дополняем ответы детей тем, что в тыкве много витаминов и минеральных веществ. Она очень полезна для работы желудка и пищеварения и помогает здоровью костей.
Потом бабка позвала внучку, которая выбрала капусту. Спрашиваем: какая польза может быть в блюдах из капусты. Дети рассказывают, что они знают о пользе капусты и какие блюда можно из неё сделать.
Обобщаем: в капусте есть кальций, который укрепляет зубы и кости; витамины группы В отвечают за здоровье и красоту волос, ногтей. Капуста имеет обезболивающее и противовоспалительное действие. А если капусту заквасить, то она укрепляет иммунитет, поскольку богата витамином С, и мы не болеем простудой.
Так же внучка любит свеклу, так как В свекле много витаминов группы В - они незаменимы для профилактики болезней сердца, и наши нервы всегда крепкие.
Потом внучка зовет Жучку, которая любит и морковь и томаты. Происходит диалог с детьми о том, что морковь богата витамином А, который помогает нашим глазам быть здоровыми. Также есть витамины С и Е, много минеральных веществ, которые способствуют росту и здоровью нашего тела. А в томатах содержится клетчатка, полезная для пищеварения, а также калий и магний, необходимые для здоровья сердца.
Жучка зовет кошку, которая выбирает лук, потому что лук богат витаминами, в том числе группы B, — это важнейшие элементы, поддерживающие нервную систему, позволяющие расслабиться и успокоится. Лук помогает нам бороться с простудными заболеваниями.
И наконец, прибегает мышка, которую позвала кошка. Мышка выбирает баклажан, ведь в составе баклажана большое количество витаминов, в том числе C и B6, а также микроэлементы: калий, кальций, железо, медь, цинк и др., которые оказывают положительное влияние на работу сердца.
И, конечно, все вместе они вытянули репку. Репа обладает противогрибковыми и антибактериальными свойствами. В ней большое количество полезных для организма витаминов. Ребята рассказывают, что можно приготовить из репы.
Все овощи они складывают в корзину.
На следующем слайде мы видим «пир горой»: накрытый стол с всевозможными блюдами, приготовленными из овощей, которые герои собрали на огороде.
Конечно, для того, чтобы ребята могли отвечать на вопросы и вести диалог, была проведена предварительная работа. С детьми проводились беседы о пользе овощей и полезных блюд, которые можно из них приготовить.
Мы рассказывали ребятам о том, что витамины – это такие вещества, которые помогают расти нам сильными и здоровыми. Растения и животные сами могут вырабатывать витамины, а вот человек этого делать не может. Поэтому человек должен получать витамины с пищей. Если ребенок получает мало витаминов, то он начинает часто болеть и плохо растет. Витамины очень нужны детям для укрепления организма.
Используя в своей работе сказку «Репка на новый лад», мы формируем у детей правильное пищевое поведение. Рассказывая ребятам о пользе витаминов и минеральных веществ, которыми богаты овощи, мы формируем умение самим выбирать продукты, полезные для формирования здорового организма детей. Расширяем знания о профилактике простудных заболеваний и о том, что полезно или вредно для здоровья. Развиваем интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей. Развиваем представление о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни. Воспитываем понятия о здоровом образе жизни и осознанном к нему отношении.
Во время игры происходит формирование диалогической речи, так же развиваются мыслительные процессы, ребята фантазируют, развиваются воображение, память.
Я твердо уверена, что правильно подобранные или созданные интерактивные сказки могут помочь развитию малыша, научить его концентрировать внимание, формируют мышление, речь. И все это в интересной ребенку, игровой форме.
Но, пожалуйста, не забывайте, что все хорошо в меру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий